СПИД Центр Караганда

КГП "Карагандинский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД" УЗКО


RUS flag RUSKZ flag KZ 8 (7212) 44 15 80
ВК иконка Инстаграм иконка youtube
loop
ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
ГЛАВНАЯО НАСБЛОГ РУКОВОДИТЕЛЯВСЕ О ВИЧНОВОСТИМУЛЬТИМЕДИА БИБЛИОТЕКАГОСЗАКУПКИПАЦИЕНТАМКОНТАКТЫ

crossАВТОРИЗАЦИЯ



crossРЕГИСТРАЦИЯ










ЗАНЯТИЕ № 4

«Ответственное поведение»

Время:45 минут

Цель:

Формирование у учащихся ответственного отношения к собственной безопасности.

Получить навыки ответственного поведения и умения сказать нет в проблемных ситуациях связанных с рисками заражения.

Задачи:

1. Научить оценивать критические ситуации и собственные риски.

2. Разработать правила безопасного поведения.

3. Уметь сказать нет.

Содержание:

Вопросы учащихся, связанные с проблемой ВИЧ, СПИДа.

Умение отказаться от вредных привычек или вообще не начинать приобщаться к ним.

Используемые инструменты подачи материала.:

1. Информационные упражнения

2.Ролевые игры – проигрывание рискованных ситуаций для выработки норм ответственного поведения.

Оснащение:

Проектор,доска, маркеры, листы большой бумаги, ручки. Просмотр ролика «Мечта».

Ход занятия

Вступительное слово преподавателя: каждый учащийся, как и любой из нас, испытывает определенные чувства и имеет свое определенное мнение по поводу эпидемии ВИЧ, СПИДа. Данное занятие позволит каждому сформулировать личное отношение к проблеме ВИЧ, СПИДа путем изложения на бумаге того, что он хотел бы знать, чего он опасается, что его пугает. Мы разберем сегодня вопросы, которые заставят нас задуматься. Насколько рискуем мы в своей жизни и надо ли нам это делать.

Основная часть

Задачи:

Выработать мотивацию к нормам безопасного поведения.

Ход проведения

1. Прочитайте историю «кривая дорожка»

2. Обсудите с учащимися историю мальчика из «Кривой дорожки»

3. Проведите с учащимися упражнение «Карта». Для этого условно на листе

бумаги рисуется план местности микрорайона, прилегающего к школе (или же на интерактивной доске выводится план города). Предложите учащимся нарисовать или отметить те места, где бы они не советовали ходить своим близким и друзьям. Отметьте те участки, которые они считают опасными, и время, соответствующее опасному. По завершении заполнения карты педагог задает учащимся следующие вопросы:

- Чем опасны указанные вами места на карте местности?

– Как обезопасить себя и своих близких друзей?

– Чем может помочь составление такой «карты»?

Преподаватель подытоживает упражнение.

4. Упражнение «Инструкция безопасного поведения». Разделите участников на группы по 4-5 человек. Предложите разработать «Инструкцию безопасного поведения». Попросите написать список того, что нужно делать (чего не нужно делать) чтобы избежать рискованных ситуаций для подростков, живущих в городе, и придумать самим название своему своду безопасных правил. После наработанного предложить каждой группе презентовать правила (по 3-4 минуты на презентацию) и в заключении обсудить их.

5. В заключении урока раздать каждой группе по несколько примеров сложных жизненных ситуаций и предложить обсудить в группе и дать варианты принятия правильных решений. Подвести итоги упражнения: какой вывод вы сделали.

6. В заключении провести пост тестирование по проблеме ВИЧ, СПИД и показать ролик «Мечта».

Рекомендация преподавателям: Вполне возможно, что при обсуждении некоторых тем или ситуаций учащиеся могут почувствовать себя неловко. Помогите им преодолеть стеснительность и объясните, что это вопросы, на которые всегда сложно давать ответы, а тем более объяснять их. Но проговаривать и обсуждать их это очень важный жизненный навык.

Акцентируйте внимание учащихся на том, что решение как поступить в той или иной рискованной ситуации – это решение принимает только сам человек и только от него зависит, что произойдёт с ним дальше, поэтому принимая серьезное решение нужно обязательно взвесить все «за» и «против».

Ресурсные материалы к занятию № 4

Ответственное поведение – защита от ВИЧ

Обзор :

Обеспечение изменения поведения подростков на более безопасное на сегодня является ключевым в сдерживании распространения ВИЧ. В жизни каждого подростка поджидают определенные опасности и риски. Ему необходимо научиться распознавать их и определить для себя правила безопасного поведения, чтобы избежать рискованных ситуаций.

1. Прочитайте историю «Кривая дорожка».

В свободное время Марат подрабатывал курьером. Как-то раз ему предложили доставить важный пакет документов в другой конец города. Он сел на автобус и поехал. Дорога был длинная, и он уснул в автобусе. Когда проснулся, понял, что пакета нет в руках. Марат в отчаянии долго бродил по улицам. Вдруг он увидел двух ребят, сидящих в углу двора высокого дома. Он подошел к ним, рассказал свою историю и попросил у них совета, что ему делать. Ребята познакомились и подружились. После этого Марат перестал ходить в школу. Знакомые Марата видели его то на одной улице, то на другой с подозрительными ребятами. Бабушки из соседнего двора поговаривали: «Марат пошел по «кривой дорожке».

2. Обсудите с группой историю Марата, задавая открытые вопросы:

• Что случилось с Маратом?

• Почему он перестал ходить в школу?

• Как вы думаете, что посоветовали ему новые друзья?

• Что понимаете под названием «кривая дорожка»?

• Куда может привести «кривая дорожка»?

(Педагог стремиться вывести дискуссию к понятиям «риск», «опасность» и «угроза»).

• Что мы понимаем под этими словами?

• Приходилось ли вам самим или вашим знакомым попадать в опасные (угрожающие) ситуации?

• Как вы поняли (почувствовали), что ситуация опасно?

• Где это было? Есть ли подобные опасные места в нашем городе (районе)?

3. Упражнение «Карта»

Упражнение более эффективно, в том случае, если участники живут в одной местности.

Оснащение:

Карта города (района, окрестностей школы), маркеры (фломастеры или карандаши).

1. Педагог предлагает учащимся нарисовать или отметить те места в своем городе (районе, улице), где бы они не советовали ходить своим близким и друзьям. Отметить те участки, которые они считают опасными, и время, соответствующее опасному.

2. По завершении заполнения карты педагог задает учащимся следующие вопросы:

Чем опасны указанные вами на карте места?

Как обезопасить себя в своих друзей?

Чем может помочь составление такой «карты»?

Упражнение

«Инструкция безопасного поведения»

Составление правил поведения в рискованных ситуациях.

Оснащение: Маркеры листы бумаги А1.

1. Разделите участников на малые группы по 4-5 человек. Предложите разработать «Инструкцию безопасного поведения». Попросите учащихся

написать список того, что нужно делать (чего не нужно делать), чтобы избежать рискованных ситуаций для подростков, живущих нормальной жизнью в вашем

городе и придумать самим название своему своду безопасных правил, например, «Не стой, где грузят!».

2. Готовые версии «Инструкции» вывешиваются на доске, участникам предлагаются взять маркеры и отметить те правила, которые они считают важными.

3. После этого можно спросить, какие правила запомнились (могут прозвучать интересные, смешные и серьезные правила).

Примечание: Обратите внимание, что правила должны быть написаны с учетом обычной повседневной жизни подростков: они гуляют по улице, ходят на дискотеки и свидания, ездят по городу и т.д. (в зависимости от возрастной группы). Это важно подчеркнуть, так как правила, предлагающие «сидеть дома у компьютера», «не выходить из дома после обеда» и т.д., заведомо не принесут пользы в будущем. Пример инструкции, разработанной подростками Летней школы программы «Выбор улицы»:

Всегда: Никогда:

Сообщать родителям или надежным взрослым, куда идешь и когда тебя ждать.

Держать на видном месте дома список телефонов друзей, с которыми обычно общаешься.

Договариваться с друзьями заранее о линии поведения в какой –то ситуации (с вами подошли познакомиться, куда –то зовут, что-то предлагают).

Избегать мест (компаний) с плохой репутацией.

Выбирать дорогу домой по светлым улицам.

Садясь в незнакомую машину, посмотреть, где на дверце открывающая ее ручка.

Просить кого-нибудь проводить до такси и запомнить номер.

Звонить домой и сообщать, что добрался до места.

Не ходить куда-нибудь с незнакомыми людьми под влиянием мгновенного решения.

Не садиться вечером в такси, если там уже есть пассажиры.

Не срезать дорогу домой, проходя через гаражи или незнакомый двор.

Не ходить поздно в компанию, из которой не с кем будет возвращаться домой.

Избегать употребления спиртного, других вредных веществ.

Не употреблять напитки и продукты, происхождение которых не известно.

Не входить в лифт с подозрительными людьми.

Не пытаться доказывать, что ты самый крутой.

Не давать свои адрес и телефон незнакомым людям.

Возможные ситуации:

Ситуация 1.

Вы разговариваете с вашими друзьями. Некоторые из них имели половые контакты и подсмеиваются над вами, так как у вас еще не было такого опыта. Слова одного из них обидели вас, вы решили дать отпор.

Ситуация 2.

Человек противоположного пола предложил вам пойти с ним на вечеринку. Вы не знаете никого из тех, кто идет туда, и это вас беспокоит. Кроме того, вы слышали, что этот человек употребляет наркотики и пользуется не очень хорошей репутацией в школе. Вы решаете проявить упорство и сказать, ему \ей не.

Ситуация 3.

Вы решили нанести татуировки или проколоть уши. Ваш друг сказал вам, что это можно сделать в одном из загородных заведений. Вы приезжаете туда и видите, что это место не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Вы слышали о ВИЧ и грязных иголках. Вы спрашиваете у работников, используют ли они чистые иголки. Не получив нужный ответ, вы твердо говорите «нет» и предлагаете другу немедленно уехать отсюда.

Ситуация 4.

Знакомый вашей семьи предлагает подвезти вас до дома. Вам этот человек не очень нравиться, и вы неловко чувствуете себя в обществе. Вы, не колеблясь отказываетесь от поездки.

7.Обсуждение в группе \классе.

После того, как учащиеся группах проиграют ситуации, педагог предлагает каждой группе поделиться с остальным своим опытом. С этой целью можно предложить группам следующие вопросы:

- На какие ситуации или утверждения было труднее всего ответить? На какие легче? Почему?

- Был ли другой человек убежден? Почему (нет)?

- Реалистичны ли эти ситуации?

Традиционные занятия в виде лекций и бесед не могут в должной степени повлиять на поведение и стереотипы подростков. Подростки –прирожденные реалисты и живут сиюминутными впечатлениями, событиями. В связи с этим все

беды и несчастья, связанные с рискованным поведением, для них не актуальны. Поэтому нереальны предполагать, что все учащиеся, имеющие проблемное поведение, связанное с риском заражения ВИЧ-инфекцией, изменят поведение так быстро, как хотелось бы.

Модель изменения поведения

Каждый подросток обладает определенным набором поведенческих навыков. Эти навыки в повседневной жизни образуют картину типичного для него поведения. Модель поведения зависит не только от того, как подросток или молодо человек умеет себя вести, но и от того, чего он хочет добиться своими поступками. То есть, в его поведении имеется определенная мотивация.

Мотивация- это побуждение вызывающее и определяющее направленность активности. Мотив расценивается психологами как причина поведения. От того, насколько успешно реализуются мотивы,зависит то, какие эмоции будет испытывать подросток. Мотивация к той или иной деятельности зависит от информации, которой он владеет.

Информации в данном случае – это знания, личный опыт и дополнительные сведения о предмете или явлениях, получаемые в течение жизни. Информация,

которой владеет подросток или молодой человек, может стимулировать его на приобретение новых навыков или отказа от ранее используемых. Наличие новой информации оказывает влияние и на поведение подростков. Все связи на этой схеме взаимонаправлены. Это означает, что изменение в каком-либо блоке приводит к изменениям во всех остальных. Таким образом, мы можем четко определить три основных критерия формирования ответственного и безопасного поведения:

Достоверное информирование.

Создание мотивации к сохранению здоровья и безопасному поведению (отношение).

Формирование поведенческих навыков.

Занятия должны позволить развить жизненные навыки учащихся в соответствии с возрастными особенностями.

Средний школьный возраст:

- Навыки оценки риска принимаемых решений.

- Навыки общения с семьей и сверстниками относительно предотвращения заражения ВИЧ.

- Навыки общения, помогающие ясно и эффективно выразить желание отложить начало сексуальных отношении.

- Навыки, связанные с умением сказать «нет» ранним сексуальным отношениям.

- Навыки критического мышления для принятия правильных решений.

Старший школьный возраст:

- Все вышеизложенные навыки.

- Навыки оценки риска и обсуждения альтернатив более безопасного секса.

1 урок

2 урок

3 урок

4 урок


КГП "Карагандинский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД" УЗКО
Все права защищены ©
ВК иконка Инстаграм иконка youtube